Лян Чжэньпу и его багуачжан

Дан Миллер

"Pa Kua Chang Journal" March/April 1993

 

перевод (C) С.Л.Березнюк

 

В последнюю декаду 92-летний инструктор багуачжан Ли Цзымин много работал, чтобы сохранить это искусство и сделать его доступным миру. Он работал как президент Пекинской Ассоциации Багуачжан в течении 20 лет, написал бессчетное количество статей по багуачжан в китайских журналах по боевым искусствам, и был закулисной движущей силой реставрации могилы Дун Хайчуаня, состоявшейся в 1980-81. Ли Цзымин является, возможно, последним живым представителем третьего поколения мастеров багуачжан. Его учитель, Лян Чжэньпу, будучи учеником Дун Хайчуаня, был широко известен как в Пекине, так и в своем родном уезде Цзи провинции Хэбэй за свое мастерство багуачжан.

Лян Чжэньпу, по прозванию Чжаотин, родился 12 мая 1863 года в деревне Хаоцзя уезда Цзи провинции Хэбэй. Его отец был старьевщиком и владел магазинчиком в Пекине, однако мать и два брата жили в семейном доме в уезде Цзи. В родной деревне Лян Чжэньпу изучал стиль "таньтуй", начав заниматься в 7 лет у Цзин Фэнъи. Однако в возрасте 14 лет он покинул дом и отправился в Пекин, чтобы учиться ремеслу у отца. Чтобы попасть в столицу, Лян нанял телегу, движущуюся под защитой местного охранного бюро. Во время пути телега была остановлена бандитами. Глава охраны попытался заговорить с главарем бандитов на своем жаргоне, чтобы уговорить его пропустить караван. Но бандиты были новичками в этих местах, и отделаться от них не удалось. Они не поняли обращенных к ним слов и напали. Хотя Ляну было всего 14 лет, он тоже принял участие в битве.

Лян Чжэньпу был искусен в метании камней, и когда бандит замахнулся на него мечом, Лян увернулся и запустил камень в запястье бандита, вынудив того выронить меч. Продолжив подсечкой, Лян опрокинул бандита. Затем он схвтил упавший меч и швырнул камень в голову другого бандита. Бандит завопил от боли и покатился по земле. Главарь бандитов созвал своих подручных и скомандовал быстрое отступление. Глава охранного бюро не мог нахвалиться Ляном, говоря, что тот не по годам талантлив. Не показывая внешне, Лян был втайне доволен своими действиями, и надеялся, что остаток пути до Пекина будет более или менее таким же. К его разочарованию оставшийся путь не был отмечен никакими событиями. Прибыв в Пекин, Лян приступил к изучению ремесла своего отца. В результате соседи стали его звать "старьевщик Лян".

В течении года Лян работал с полной отдачей и в результате заболел. Старый Лян часто посещал резиденцию Великого князя Су и был знаком с Дун Хайчуанем. Однажды он спросил Дуна, не мог бы тот поучить его сына, объяснив, что Чжэньпу был без ума от боевых искусств. Когда Дун принял его в ученики, Ляну было всего 14 лет (1877). Дун был талантливым учителем, а Лян - усердным учеником. Лян быстро прогрессировал в багуачжан, и не только восстановил здоровье, но и стал одним из выдающихся представителей второго поколения. Он был самым молодым из учеников Дун Хайчуаня, и потому являлся любимчиком всех прочих. Так как Дун Хайчуань умер в 1882 году, мы можем вычислить, что он обучался у Дуна в общей сложности 5 лет.

Семья Лян принадлежала к низшим слоям общества, и потому Лян был вынужден много работать, продавая подержаные вещи, чтобы собрать достаточно денег на жизнь. Большую часть времени он проводил за работой, и потому был не столь заметен в кругах занимающихся боевыми искусствами, как некоторые из прочих учеников Дуна. Мы можем предположить, что так как Ляну было всего 19 лет в момент смерти Дуна, то Лян также учился и тренировался вместе с некоторыми из более взрослых учеников Дуна. Ученик Ляна Ли Цзымин утверждает, что отношения Ляна с Инь Фу, Ши Цзидуном, Чэн Тинхуа и Лю Фэнчунем были очень хорошими.

Когда Ляну было около 20, у него умерли родители. Некоторое время он жил за счет торговли подержаными вещами, но потом закрыл магазинчик и стал зарабатывать преподаванием боевых искусств. Во время преподавания в Пекине он жил в винном магазине вне пределов городских стен.

Когда Ляну было 25, он вернулся в родной город на праздник. В то время там была группа из четырех хулиганов, которые проводили время терроризируя местных жителей. Один из горожан подошел к ним и сказал: "Лян Чжэньпу - очень известный боец в Пекине. Если вы его сможете побить - я воздвигну памятник в вашу честь. Если нет - чтоб духу вашего здесь больше не было". Когда Лян прибыл в город, эти четверо набросились на него и были быстро побиты. Позднее они стали преданными учениками Ляна. Говорят, что Лян в то время был очень бравым. Известны четыре случая, когда он побивал местных гангстеров.

В конце XIX века до Пекина были проложены железные дороги. Самой северной станцией линии Пекин-Ханькоу была станция Мацзяпао, находившаяся за воротами Юнтинмэнь. Носильщики организовали там службу по переноске грузов, и нашли этот бизнес весьма выгодным. В восточной части города был бандит по имени Чжао Лю, по прозвищу "Золотой дротик", который славился своей скупостью. Он увидел выгодный бизнес, затеянный носильщиками, и замыслил захватить его силой. Когда кто-нибудь из носильщиков не соглашался с ним, Чжао избивал его. Многочисленные служащие охранного бюро Чжао также были отличными бойцами; носильщики были им не ровня и знали это.

20 апреля 1899 года Лян Чжэньпу оказался в том месте, где люди Чжао Лю избивали носильщиков дубинками, расшвыривая людей направо и налево. Он подбежал к краю толпы и вмешался. Чжао Лю вышел вперед и заорал: "Да ты кто такой? Не суйся не в свое дело!" Лян ответил: "Кто угодно может вмешаться в чье-нибудь дело. Если у вас деловые вопросы - сидите и ведите переговоры. Нет нужды прибегать к насилию". Чжао Лю отпарировал: "Смотри, что у меня есть", - и достал револьвер. Лян посмотрел и сказал: "Даже если ты вооружен, у тебя все равно должна быть причина для действий". Чжао холодно усмехнулся и проговорил в духе Клинта Иствуда: "Я мог бы убрать тебя с моего пути легким движением моего указательного пальца, но ты не стоишь пули. Отведай-ка этого!" С этими словами он вытащил девятисекционный хлыст и хлестнул Ляна по голове.

Лян уклонился и перехватил хлыст, вырвав его из руки Чжао. Чжао упал, выронив пистолет. Видя это, люди Чжао начади окружать Ляна, который размахивал хлыстом чтобы разогнать их. Чжао перекатился к выпавшему пистолету. Увидев это, Лян ударил хлыстом, целясь по руке. Вместо этого конец хлыста попал Чжао по голове, убив на месте. Люди Чжао набросились, чтобы отомстить. Лян использовал свое искусство "метнуть дротик меж цветков чтобы попасть в иву" чтобы избежать ударов, и наносил удары девятисекционным хлыстом, пока не осталось ни одного противника.

Некоторое время спустя на сцене появился местный полицейский, и видя раненых и убитых, лежащих возле станции, сказал Ляну: "Ты действительно отлично дрался! Убил и ранил стольких, что тебе будет посвящено все ближайшее заседание суда!" Лян вступил в спор и ответил: "Я не мог просто пройти мимо, я решил что должен сражаться за этих людей, и я пойду с вами чтобы предстать перед лицом закона". Лян был приведен в Ваньпинсяньскую магистратуру, и после поверхностного расследования приговорен к смерти и брошен в тюрьму. Лишь благодаря усилиям ученика Ляна Ли Готая приговор был смягчен, Ли не жалел усилий чтобы привлечь прочих к изменению судьбы Ляна. Даже Инь Фу, кто работал в императорском дворце преподавателем боевых искусств и телохранителем и, следовательно, имел связи, замолвил словечко за Ляна, и Лян был помилован, но остался в тюрьме.

20 июля того же года иностранные войска вошли в Пекин, чтобы положить конец Боксерскому Восстанию. Цинский двор покинул дворец, и в результате сражения здание тюрьмы было разрушено взрывом, что дало возможность заключенным бежать. Лян сумел вывернуться из оков и вернулся в родной город, где стал тайно жить. Когда правительство вернулось, происшедшее у Мацзяпао уже никого не интересовало. Лян вышел из подполья и основал в Цзисянь охранное бюро "Тешэн". После установления республики (1911) Лян начал преподавать боевые искусства в 14-й средней школе в Цзисянь. Он также преподавал багуачжан по просьбе Лупинсяньского спорткомитета. Позднее он открыл еще одно охранное бюро, которое называлось "Куайин". Лян Чжэньпу стал довольно заметной фигурой в родном уезде и распространил багуачжан в Цзисянь.

За свою жизнь Лян Чжэньпу был женат дважды. Его первая жена, по фамилии Ли, была бесплодна из-за болезни, и поэтому Лян взял вторую жену, по фамилии Лю. Во второй раз он женился 23 июля 1919 года в возрасте 56 лет, и у него родился сын - Лян Паоян. Позднее у него родилась еще и дочь - Лян Чуньляо. Лян Чжэньпу умер 13 августа 1932 года в возрасте 69 лет. Его сын скончался 6 января 1979 года.

В 1981 году, когда могила Дун Хайчуаня была перемещена и реконструирована на Ваньаньском общественном кладбище, останки Лян Чжэньпу были помещены там же, поблизости от останков Дуна. На его могиле находится обелиск, надписаный Ли Цзымином в память о его храбрости и добродетели. Обелиск имеет восемь сторон, в соответствии с восемью триграммами.

Ученики Лян Чжэньпу

Го Гуминь

Из 20 учеников Ляна самым известным в Пекине был, наверное, Го Гуминь. Го Гуминь, по прозванию Телинь, родился в 1887 году в деревне Гоцзяцунь уезда Цзисянь провинции Хэбэй. Го был принят в ученики Лян Чжэньпу в возрасте 20 лет (1907). Го, всю жизнь остававшийся холостяком, обладал превосходным мастерством багуачжан. Те, кому довелось испытать его удары, говорили, что это было подобно удару молнии. Ударенный им мог оторваться от земли и пролететь несколько футов в воздухе, а если натыкался при этом на стену, то, казалось, прилипал на мгновение, а затем стекал вниз. Его ученики называли эту технику "повесить картину".

Го имел глубокие познания как в рукопашной технике багуачжан, так и в методах боя с оружием. Базируясь на своих знаниях, Го составил 36 стихов и 46 высказываний, которые ныне изучаются многими занимающимися и считаются классикой багуачжан. Го прожил жизнь в Пекине и в провинции Шаньдун. Он обучил многих учеников. После его смерти 14 сентября 1968 года прах Го был помещен в горах Папаошань. Позднее его ученики переместили его останки к месту захоронения Дун Хайчуаня. Могила Го Гуминя находится позади могилы его учителя - Лян Чжэньпу.

Ли Цзымин

Ли Цзымин родился 24 июня 1900 года в уезде Цзисянь провинции Хэбэй. Ли происходил из интеллигентной семьи. Его отец желал, чтобы он стал видным ученым, однако после инцидента, когда его избили несколько местных хулиганов, Ли решил изучать боевые искусства. В молодости он изучал яньцинцюань, но оставил этот стиль, когда в возрасте 18 лет по случаю он стал учеником Лян Чжэньпу. Лян был другом семьи, и согласился продолжать обучение Ли после того, как его первый учитель умер от болезни. Ли изучал багуачжан у своего учителя с 1918 года до смерти Ляна в 1932 году.

В 1924 году Ли оставил родную деревню и уехал в Тяньцзинь, чтобы научиться торговому делу. В 1926 году, когда Лян посетил Тяньцзинь, он представил Ли одному из лучших учеников Инь Фу - Цзю Цинъюаню. Когда Лян покинул Тяньцзинь, Ли остался и изучал багуачжан направления Инь Фу у Цзю.

После Тяньцзиня Ли уехал работать в Ляонин, где провел около 12 лет. Во время войны с Японией Ли Цзымин участвовал в подрывной деятельности против японцев и продолжал заниматься боевыми искусствами. В 1938 году Ли вернулся в Пекин и работал в книжном магазине. После войны Ли продолжал свою подпольную деятельность, работая на коммунистов. В 1949 году Ли стал управляющим на Пекинской Фабрике Продуктов Питания. После смерти учителя, Ли продолжал заниматься боевыми искусствами, однако занимался багуачжан только для себя.

Ли Цзымин начал преподавать багуачжан частным порядком членам своей семьи когда был еще молод, но не принимал официально никаких учеников из числа людей, не являющихся членами его семьи, пока ему не исполнилось 74 года (1974). Во время Культурной Революции в Китае запрещалось преподавать боевые искусства. Однако группа из семи человек умолила Ли обучить их багуа. Ли всегда тренировался для себя, но так как он становился стар и не хотел, чтобы искусство умерло, то согласился обучать.

Чжао Даюань был одним из этих семерых. В интервью, данном Чжао в Пекине в октябре 1992 года, он сказал, что в годы Культурной Революции учитель должен был быть очень смел, чтобы взять учеников, ибо это было запрещено правительством. До встречи с Ли Чжао изучал тайцзицюань у У Тунаня. Занятия тайцзи начинались очень рано утром и завершались в 7 часов утра. Так как в годы Культурной Революции школы были закрыты, то Чжао хотел изучить побольше боевых искусств. Один из его друзей жил напротив Ли Цзымина и знал, что Ли является крупным мастером багуа. Чжао и несколько его друзей стали упрашивать Ли Цзымина обучить их багуа, и тот наконец согласился.

Чжао рассказал, что когда Ли согласился начать преподавание, у него хотели заниматься многие, но большинство боялось, что могут пострадать от властей. Семеро оказались достаточно смелы, чтобы наплевать на власть и втайне обучаться у Ли. Пять лет спустя Ли принял всех семерых в официальные ученики. Все они изучали другие боевые искусства до того, как изучать багуачжан у Ли, однако они решили учиться у Ли, так как чувствовали, что он - выдающийся учитель. Чжао утверждал, что знания Ли основ искусства и его способность к ясному их объяснению были гораздо лучше, чем у любого другого из встреченных им учителей. У Ли ученик изучал не только связанные со стилем движения, но также в точности знал почему движение исполняется именно так и как оно выражает принципы стиля. Чжао добавил, что стандарты Ли были очень высоки и что он был строгим учителем.

За последние несколько десятилетий багуачжан Ли Цзымина распространилось по 30 городам Китая и во многие другие страны. Ученики Ли имеются в Японии, Сингапуре, Норвегии, Австралии и Соединенных Штатах. Один из учеников Ли Цзымина в США, Винс Блэк, сказал, что "Ли - ученый и джентельмен, и потому в его жизни было всего несколько случаев, когда он был вынужден использовать свое боевое искусство. Именно потому, что он был интеллигентным и дипломатичным человеком, он в течении 20 лет возглавлял Пекинскую ассоциацию боевых искусств. Проходили бесчисленные споры между различными кругами боевых искусств, и он всегда был способен смягчить и разрешить их, сохраняя тем самым единство организации". Вот описание одного из инциндентов, который Ли описал Блэку, желая подчеркнуть важность простых базовых вещей в бою.

Дело было около 20 лет назад, когда боец багуачжан пришел чтобы вызвать Ли на бой. Его храбрость подкреплялась тем фактом, что Ли было около 70 лет, в то время как он сам был гораздо моложе и проворнее. Вызывающий рассчитывал превзойти старого бойца за счет маневра и, при удаче, добавить себе славы за счет победы над столь известным мастером. Нападающий шел по кругу вокруг Ли, пока не оказался полностью у него за спиной, в то время как Ли только скручивался в пояснице, следуя ему. Ли использовал принципы, переданные Лян Чжэньпу, и когда молодой боец вошел в зону за его спиной, Ли сделал всего один шаг для исправления ситуации, и сделав оборот на 270 градусов вправо в пояснице совершил одиночное пронизывание ладонью, отправив молодого бойца на землю. Тот быстро вскочил на ноги и бросился наутек.

Багуачжан Лян Чжэньпу

У Лян Чжэньпу было около 20 близких учеников. После 1949 года лишь немногие из них остались преподавать в Пекине. Двое наиболее известных из оставшихся в Пекине - это Го Гуминь и Ли Цзымин. В интервью, данном в Пекине в октябре 1992 года, один из ближайших учеников Ли Цзымина - Чжао Даюань - описал тренировочные методы, унаследованные в багуачжан системы Лян Чжэньпу.

Чжао объяснил, что на первом месте при тренировке багуачжан стоит тренировка внутреннего. Когда тело крепко внутренне, тогда можно практиковать внешние аспекты искусства. Он сказал, что если ученик уделяет внимание только мускулам и внешней силе, то это подобно помещению большой пушки на малнькую утлую лодочку - как только пушка выстрелит, лодка утонет. Поэтому первое упражнение, практикуемое в системе Лян Чжэньпу - это нэйгун хождения по кругу.

Практика нэйгун багуачжан состоит из серии статических положений верхней части тела, поддерживаемых во время движения по кругу. Чжао объяснил, что хотя эта практика в багуа и подобна чжанчжуан, или столбовому настаиванию, тренируемому в шаолине или синъи, но имеется существенное различие - в багуачжан занимающийся движется. Так как тренировка шаолиня имеет сильное буддийское влияние, то во время ихней стоячей медитации они вбирают дух внутрь тела и фокусируются внутри. Багуачжан в практике хождения по кругу имеет сильное даосское влияние, а так как даосы заботились о достижении единства с небом и землей, они не любили стоять на месте и фокусироваться внутри, как это происходит в буддийских практиках. Даосы верят, что если вы практикуете медитацию в движении, то вы лучше сольетесь с образцами природы и вберете ци неба и земли. Чжао проодолжил, сказав, что ничто в природе не стоит на месте, все всегда изменяется, и потому когда занимающийся движется - он более естественен. Потому цигун в движении имеет больше выгод, чем цигун практикуемый на месте. Он сказал, что это не означает, что стояние плохо, просто раз "десять тысяч вещей" в природе не стоят на месте, то лучше двигаться.

Хотя большинство популярных ныне "внутренних" искусств не могут быть прослежены вглубь вплоть до даосских истоков, одна из причин тому, что их называют "даосскими" в том, что их принципы соответствуют философии даосизма. Чжао сказал, что когда занимающийся поддерживает статическое положение, но продолжает при этом двигаться по кругу, то это - покой в движении и движение в покое. Внутреннее ведет внешнее, внешнее следует внутреннему. Внешне тренируется форма, внутри тренируются и (воля) и ци. Если при движении по кургу сохранять статичное положение, то внутреннее и внешнее тренируются вместе, однако внутреннее ведет внешнее. В шаолиньском, или буддийском, тренинге внутреннее и внешнее тренируются раздельно. Чжао сказал, что это - не естественно. По его словам, даосский метод тренировки внутреннего и внешнего вместе, с фокусировкой на внутреннем, более естественен и имеет больше достоинств.

Когда занимающийся начинает практиковать нэйгун хождения по кругу, есть три принципа на которых он должен сосредотачиваться. Первый - это правильность формы, второй - это свободный, неограниченный ток ци, и третий - это чувство наполнения тела мощью. Всегда подчеркивается работа над правильным методом движения по кругу. Нет специального типа дыхания, сопутствующего практике, однако занимающийся старается сохранять дыхание спокойным даже во время движения.

Чжао Даюань уверен, что ключевой элемент в этой практике, который делает ее "внутренней" - это связь между умом и телом. Он объяснил, что когда обычный человек сокращает мышцы, то задействуются от 45 до 50 процентов мышечных волокон. У тренированного атлета или человека, который постоянно задействует определенные группы мышц во время какой-либо работы, в данной мышце при данной нагрузке могут задействоваться до 70 процентов волокон. Согласно его теории, если занимающийся поддерживает статичное положение или движется медленно, как в тайцзи, и культивирует при этом соединение ума и тела, то он сможет развить способность задействовать за то же время больше мышечных волокон для той же цели. Он утверждает, что если данимающийся тренирует и (волю) и имеет highly refined physical awawreness, то ум сможет лучше сфокусироваться и контролировать функции тела.

По словам Чжао, каждая из позиций для движения имеет особое физиологическое и энергетическое влияние на тело. Потому его учитель требовал от тех, у кого были особые проблемы со здоровьем, пратиковать одну или две из восьми позиций чаще других. Чжао, очень заинтересованный в изучении тела и его физиологического развития при занятиях внутренними боевыми искусствами, утверждает, что расслабленное статичное положение верхней части тела во время движения по кругу и умственное сосредоточение формируют очень эффективную систему по поддержанию здоровья. Практика нэйгун хождения по кругу нелегка. В 1983 Чжао был направлен обучать пекинскую сборную по ушу - лучших спортсменов в отличной физической форме. Однако статичные позиции в движении по кругу быстро измотали их.

После занятий нэйгун хождения по кругу занимающийся багуачжан системы Лян Чжэньпу изучает "Старые восемь ладоней" (Лао ба чжан). Если в ладонях нэйгун первоочередной целью являются метод хождения и цигун, а изменения являются вторичными, то в Старых Восьми Ладонях первичными становятся изменения, так как теперь занимающийся уже уверенно чувствует себя на ходу. Фокусировка на перемещении тепреь становится вторичной, хотя цигун в этом комплексе также тренируется, так как движения этого комплекса также способствуют развитию ци. Чжао указал, что если воля, физиологические движения и механика правильны, то всегда будет происходить развитие внутреннего ци. При тренировке Старых Восьми Ладоней ученик изучает как производить изменения ровно и работает над получением ясного представления боевого применения и цзин (усилия), связанных с каждой техникой.

Чжао подчеркнул, что в багуачжан занимающийся не должен учить технику ради получения "мешка трюков", которые исполняются механически и зазубренно при встрече с противником. Ученик изучает технику так, чтобы стали понятны можели изменения и цзин, связанные с каждой техникой. Когда ученик поймет, как применяется цзин и интернализует модели движения, связанные с изменением, он сможет научиться варьировать технику и применять цзин спонтанно в любой ситуации, которая потребует этого применения. После того, как ученик научиться совершать изменения равномерно, инструктор обучает его восьми боевым применениям для каждой из восьми ладоней.

Если при тренировке нэйгун хождения по кругу есть три принципа, укоренения которых следует добиваться - правильная форма, неограниченный ток ци и наполненность энергией, то при тренировке Старых Восьми Ладоней таких принципов восемь. Первые три принципа - точно такие же. Четвертый, пятый и шестой - это гладкость изменений, понимание боевого применения и понимания используемой при этом цзин. Седьмой принцип - это понимание теории или метода.

Понимание метода изучается только после того, как ученик хорошо овладеет первыми шестью принципами. Этот принцип направляет тренировку ученика на понимание того, как восемь направлений (четыре прямых и четыре угловых) задействуются в своем выражении инь и ян. Чжао объяснил, что существует восемь базовых способов использования каждого из восьми прямых и восьми угловых. Взяв восемь направлений и связав с каждым восемь методов, можно получить 64 способа выражения, или изменения, данной техники. На этой стадии тренировки инструктор берет каждый из восьми методов Старых Восьми Ладоней и объясняет как они применяются в бою в соответствии с восемью направлениями и изменением инь и ян, так что ученик начинает понимать метод и теорию того как эта боевая система функционирует.

Восьмой - и последний - принцип, над которым должен работать занимающийся во время тренировки Старых Восьми Ладоней, это понимание боевых изменений. "Принцип изменений" в боевой технике - это изучение того, как оппонент может измениться в ответ на данную применямую занимающимся технику, и как занимающийся должен изменить технику для эффектиного противодействия тому, что соперник можен использовать для контратаки. Ученик изучает как изменяется техника, как изменяется цзин и как может измениться течение формы движения при исполнении техники. Когда ученик хорошо усвоит манеру, в которой изменяются каждая из восьми ладоней и каждая из восьми техник, он переходит на следующий уровень практики.

Следующий уровень практики Чжао называет "практика отдельных движений". Эта практика включает повторение выполнений отдельного технического движения. Основная цель этой тренировки - использование фа цзин (испускание усилия) и изучение применения фа цзин. Занимающийся изучает как используется техника в бою с помощью изучения оптимальных углов для применения фа цзин в каждой технике. В этой практике имеется три набора коротких форм, которые занимающийся должен изучить. Первая форма содержит восемь техник, вторая - 13, и третья - 24. В этих формах занимающийся вновь проходит сквозь каждый из восьми принципов, которые практиковались в Старых Восьми Ладонях.

При изучении применения этих техник занимающийся концентрируется на методах быстрой победы над противником. Чжао утверждает, что бой в багуачжан не похож на тот "бой", что можно видеть на единоборческих турнирах. Эти турниры являются спортом, они не основаны на причинении серьезных повреждений. Цель бойца багуа - уничтожить противника за кратчайший возможный промежуток времени. Здесь нет обмена ударами. Как только бой начался, боец багуа продолжает двигаться и изменяться, пока не приканчивает врага. Техники для этой "практике отдельных движений" созданы быстрыми и мощными. Для такой простой техники, как прямой удар ладонью, занимающийся изучает, как изменять и испускать силу в зависимости от движения противника.

В багуачжан системы Лян Чжэньпу, преподаваемой Ли Цзымином, занимающийся должен пройти весь путь от нэйгун хождения по кругу, через Старые Восемь Ладоней до "практики отдельных движений", прежде чем будет принят в ученики. После этого ученик изучает комплекс из 64 связанных между собой движений, исполняемых во время движения по кругу, каковой комплекс является ядром системы. Чжао говорит, что в этом комплексе занимающийся изучает как соединить хождение, связь и внимание, тренируемое в нэйгун, способность непрерывных изменений, развитую в Старых Восьми Ладонях, и фа цзин, натренированную в "практике отдельных движений", и изучает как изменяться непрерывно и быстро, чтобы цзин никогда не "прерывалась". Исполнение этого комплекса требует постоянного демонстрирования скорости и мощи.

После правильного исполнения кругового комплекса из 64 связанных между собой движений, занимающийся изучает прямолинейный комплекс из 64 движений. Он содержит 8 форм, каждая из которых состоит из 8 техник, выполняемых по прямой линии. В этом комплексе занимающийся узнает, что правильное движение имеет правила, и изучает как изменяться в соответствии с этими правилами. Этот комплекс из 64 техник также формирует арсенал применений, которые занимающийся может использовать в бою вместе с методами движения по кругу и изменениями. Эти восемь прямолинейных форм были разработаны с идеей, что для каждого исполняемого занимающимся движения противник имеет для противодействия только ограниченное число движений. Каждая следующая техника в этой форме соответствует наиболее вероятной контратаке, которую можно ожидать от противника в ответ на предыдущее движение. В эти восемь форм входят удары руками, удары ногами, броски и техники циньна.

На следующем уровне практики занимающийся концентрируется на техниках циньна багуачжан. Чжао говорит, что эта практика делится на три раздела. Существуют восемь малых техник, восемь средних техник и восемь больших техник. Восемь малых техник - это то, что Чжао называет техниками "мертвой руки". "Мертвая рука" означает, что противник схватил вас и, следовательно, его рука уже не движется. Чжао утверждает, что это самый удобный момент для легкого применения циньна. Восемь средних техник более трудны для исполнения, так как применяются когда обе руки противника "еще живые". Это означает, что руки движутся, например противник наносит удар кулаком, а занимающийся перехватывает удар и применяет циньна для постановки противника под контроль. Восемь больших техник - это также техники "живой руки", однако если в применениях восьми средних техник занимающийся изучает как поставить противника под контроль, то в восьми боольших техниках занимающийся изучает как нанести противнику травму. Применения восьми больших техник включают выкручивания сухожилий, переломы костей, разделения суставов и даже убийства.

Чжао, преподающий циньна спецслужбам в Пекине, написал подробную книгу по циньна багуачжан. Эта книга вызвала восторженную критику в Китае, так как включает не только много эффективных техник циньна, но также содержит детальное исследование человеческой анатомии по отношению к техникам циньна. Чжао описывает структуру суставов и как они работают анатомически и физиологически, чтобы дать читателю лучшее понимание того, как и почему работают техники циньна.

После практики циньна занимающийся системой Лян Чжэньпу концентрируется на детальном изучении техники бросков багуачжан. Восемь базовых методов бросков, которые изучает занимающийся, весьма отличны от бросков дзюдо или борьбы. Многие из этих бросков включают фиксацию суставов перед броском, так что в результате броска сустав ломается. Чжао объяснял, что методы бросков делятся на иньские и янские. Янские броски исполняются, когда занимающийся движется и бросает противника. Иньские броски исполняются, когда противник пытается бросить занимающегося, а тот обращает бросок. Каждый из методов практикуется с левым и правым входом.

Проработав над бросками достаточное количество времени, занимающийся изучает восемь различных парных комплексов, и начинает практиковать свободный поединок. Чжао подчеркивает, что восемь парных комплексов не похожи на театрализованные поединки, которые демонстрируются на современных соревнованиях по ушу. Для каждого из движений, которые занимающийся должен выполнять в этих комплексах, его партнер выбирает один из восьми ответов. В свою очередь занимающийся выбирает одну из восьми техник для ответа на движение партнера. Практикуемый в такой манере парный комплекс превращается в слабо структурированный свободный бой. Со временем даже слабая структура отбрасывается, и практика превращается в свободный спарринг.

После парных комплексов занимающийся изучает ряд практикуемых в движении по кругу комплексов продвинутого уровня. Еаждый из этих комплексов разработан для тренировки спеифического аспекта мастерства багуачжан. В одном из комплексов занимающийся должен концентрироваться на увеличении скорости при поддержании "мягкой" цзин. Другой комплекс практикуется с фокусировкой на использовании "жесткой" цзин. Хотя Чжао не останавливался на этих комплексах подробно, он сказал, что на этой стадии занимающийся должен изучить много комплексов. Все эти комплексы различны, здесь нет повторяющихся ладоней. Все это - традиционные комплексы, разработанные для специфических тренировочных требований, все имеют различные цели. Нет повторений движений, каждое движение имеет особое предназначение.

Вместе с комплексами продвинутого уровня занимающийся также изучает владение коротким и длинным оружием и методы дянь сюэ (воздействия на точки). При практике дянь сюэ занимающийся изучает, в какие точки надо бить и какие формы рук наиболее эффективны против отдельных точек, а также под какими углами и в каких направлениях бить по точкам. Кроме того, занимающийся изучает что случится с противником при попадании в определенную точку и как вылечить повреждение, причиненное попаданием в определенную точку. При этой практике изучаются две категории точек. Одна категория содержит просто точки уязвимые для удара, в то время как другая категория состоит из точек, насположенных на нервных узлах.

 

Как можно видеть из этого краткого очерка багуачжан системы Лян Чжэньпу, тренировочный метод весьма завершен, и, как легко догадаться, выполнение программы требует многих лет тяжелой тренировки. Можно задать вопрос - были ли все эти формы и методы частью того, что преподавалось как багуачжан Дун Хайчуанем. Я не могу ответить на этот вопрос, однако на основании моего опыта интервьюирования занимающихся багуачжан в Пекине я могу утверждать, что столь детальная и полная система багуачжан не является чем-либо необычным для северного Китая. Системы Инь Фу и Чэн Тинхуа, в том виде в котором они преподаются в Пекине, содержат не меньше, если не больше, материала. хакинтош торрент.

Сайт управляется системой uCoz